10 июня 2014 г.

Рационализаторская деятельность в компании

Один из основателей компании Sony Акио Морита говорил:
  «В компании каждый должен вносить свой посильный вклад, и вклад работников нижнего звена не должен ограничиваться только физическим трудом. Мы настаиваем на том, чтобы все наши работники вкладывали свой ум. Сегодня мы получаем в среднем от каждого из наших работников по восемь предложений за год, и большинство из них – это предложения, как облегчить их собственную работу, как сделать ее более надежной, а тот или иной процесс – более эффективным».

Это японский опыт, при социализме решение задачи увеличения производительности труда за счет использования в народном хозяйстве передовых достижений науки и техники носило название изобретательская и рационализаторская деятельность. В период перестройки количество рационализаторских предложений и изобретений сократилось на порядок и более. Последние 10 лет в России наблюдается подъем экономики, усиливается конкуренция между производителями и возникает необходимость восстановить рационализаторскую работу на новом, современном уровне. Служит тому подтверждение и появляющиеся темы на профессиональных форумах, в частности на Linkedin начато обсуждение по обмену опытом внедрения системы рационализаторской деятельности на предприятии, в котором я оставил свой комментарий и этим сообщением в своем блоге хотел бы расширить свой ответ и поделиться практическим опытом совершенствования рационализаторской деятельности.

Для создания качественной системы управления рационализаторской работой целесообразно использовать методологию бенчмаркинга. Для выявления факторов, оказывающих влияние на эффективность рационализаторской работы, используется внутренний бенчмаркинг (ориентиры внутри предприятия) и внешний бенчмаркинг (ориентиры вне предприятия).
А. Маслоу отмечал, что у людей существует ряд потребностей, которые напрямую связаны с потребностью в творчестве: потребность в оценке и самоуважении (потребность в одобрении), потребность в самореализации (чувство гордости за результат), комплекс социальных потребностей (принадлежность к группе).
В процессе проведенного анализа выявленные факторы группируются на кластеры:
  • Моральные факторы;
  • Материальные факторы;
  • Информированность работников о рационализаторской и изобретательской работе, о методах творчества (учеба);
  • Прозрачность и понятность механизма прохождения рационализаторских предложений;
  • Атмосфера состязательности и гласности;
  • Влияние на карьеру;
  • Регламентация процессов рационализациии т.д.
В теорию вдаваться не будем, что есть рацпредложение и т.п.
Возьмем для примера: Внедрнение новой техники или оборудования. Ожидаемая экономическая эффективность, определяется по формуле:

Э=Эр-Ен*Кп,

где: Эр - годовая экономия;
Ен - нормативный коэффициент эффективности, прибыли (Eн=0,15);
Кп - капитальные затраты на проектирование и внедрение, включая первоначальную стоимость оборудования.

Годовая экономия Эр определяется в результате снижения себестоимости продукции от внедрения новой техники: . Таким образом, получаем:

Эр=(Р1-Р2)*А,
где: Р1 и Р2 - соответственно эксплуатационные расходы до и после внедрения разрабатываемого продукта;
А - годовой выпуск продукции, в натуральных единицах измерения (если изменяются объемы производства).

Вознаграждение состоит из двух частей: аванс и основное вознаграждение. Размер аванса составляет 10-15% от ожидаемого экономического эффекта по рацпредложению. В зависимости от экономического эффекта вознаграждение определяется по формуле:
В=К*Э-А
где: В - размер вознаграждения за РП, руб;
Э - годовой экономический эффект, руб.;
А - выплаченный аванс, руб.;
К - коэффициент.
Расчет экономического эффекта и выплата вознаграждения производится в течении 2-3 лет использования по каждому предложению, при следующих условиях:
1 год - K<=0,2;
2 год - K<=0,15;
3 год - K<=0,1.
При выплате вознаграждения за второй и третий год использования аванс не учитывается.

Положением об оплате труда работников компании может предусматриваться установление персональных надбавок к месячной тарифной ставке авторам (соавторам) за внесенные и реализованные рационализаторские предложения.

Большую эффективность в организации по рационализаторству оказывает проведение обучающих семинаров с руководителями и специалистами компании. Один раз в год (полгода) организовываются группы из желающих работников, которым прочитывается курс: "Основы интеллектуальной собственности". В состав курса могут включаться разные вопросы, одни из оснвных, это: механизм подачи и делопроизводства, расчеты экономического эффекта, размеры вознаграждения, примеры лучших рацпредложений. Также можно выявит взаимосвязь рационализаторской активности и прохождения обучения. Степень саязи признаков, вариации носят альтернативный характер, определяются коэффициентом ассоциации и контингенции:
Ка=a*d-b*c/a*d+b*c
Kk=a*d+b*c/КОРЕНЬ((a+b)*(c+d)*(a+c)*(b+d))
где: Кa – коэффициент ассоциации;
       Кk – коэффициент контингенции.
       а, b, c, d - численности альтернативных признаков
Если коэффициент имеет положительный знак (+), то связь положительная, и, наоборот, при отрицательном знаке (-) - связь отрицательная.
Коэффициент контингенции равен 1 лишь в том случае, если а и d или b и с одновременно равны 0. Величина коэффициента контингенции всегда ниже величины коэффициента ассоциации.

По абсолютному значению коэффициент ассоциации (от 0 до 1) оцениваем количественную меру связи:

- если Ka= 0 - корреляция отсутствует (данные факторы между собой нейтральны);

- если 0,09<=Ka<=0,19 - статистическая взаимосвязь очень слабая;

- если 0,2<=Ka<=0,49 - статистическая взаимосвязь слабая;

- если 0,5<=Ka<=0,69 - статистическая взаимосвязь средняя;

- если 0,70<=Ka<=0,99 - статистическая взаимосвязь сильная.